Функциональная грамотность
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность в ДОУ: Важный шаг к успешному будущему детей!
В 2024 году в детских садах России стартовала программа по внедрению элементов функциональной грамотности, и это действительно значимое событие для системы дошкольного образования.
Почему именно в 2024 году?
- Соответствие современным требованиям: Реализация программы по функциональной грамотности в 2024 году обусловлена необходимостью соответствовать новым стандартам образования, которые акцентируют внимание на практике и реальной применимости знаний.
- Обращение к раннему развитию: Научные исследования подтвердили, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы всех ключевых навыков. Поэтому внедрение функциональной грамотности в детских садах позволит максимально эффективно развивать умения детей.
- Поддержка национальной стратегии: Введение функциональной грамотности в ДОУ является частью широкой стратегии по улучшению качества образования в стране. Это шаг к созданию более конкурентоспособной и подготовленной к жизни будущей генерации.
Давайте вместе поддерживать эту инициативу и делать все возможное для успешного развития наших детей!
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.
Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии.
Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. В это понятие включают:
- Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
- Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
- Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
- Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.